Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с детским церебральным параличом (далее - ДЦП).
По данным Министерства Здравоохранения РФ, в последние 30 лет отмечается резкий рост врожденных аномалий: в 2015-2017 годах врожденные пороки развития были выявлены у 3% детей. Приведенное количество возросло в 2,5 раза по сравнению с данными 1980 года - 1,2% детей с врожденными аномалиями. [4]
Одной из распространенных причин инвалидности являются детские церебральные параличи, возникающие как следствие органического нарушения головного мозга [13]. Особенность детских церебральных параличей заключается в органическом нарушении преимущественно двигательной сферы с рождения, что нарушает развитие и формирование моторных функций ребенка. Несмотря на это, при ДЦП наблюдаются нарушения развития высших аналитических функций, речи, задержка психического развития. В результате создаются условия инвалидизации ребенка, что существенно осложняет процессы воспитания и социализации детей с двигательными патологиями.
У ребенка с детским церебральным параличом действия в движении нарушены, а, значит, существует ограничение в предметно-практической деятельности, затрудняется самостоятельное передвижение, развитие навыков самообслуживания. Ребенок находится в полной зависимости от взрослого.
Проблема средств и методик, используемые в коррекционной работе лиц с детским церебральным параличом на протяжении долгого времени волновала ученых. Дети с детским церебральным параличом уже несколько лет являются объектом пристального внимания специальных педагогов. Развитие этих детей происходит на фоне уже имеющихся отклонений в физическом развитии, поэтому коррекция двигательных умений для них является особенно важной задачей.
Характеризуя физическое развитие с детским церебральным параличом, отечественные исследователи Р.Д. Бабенкова, В.А. Бубнова М.В. Ипполитова определили, что уровень развития таких детей значительно отстает от уровня развития здоровых сверстников. Особенности развития физических качеств детей с детским церебральным параличом и с нарушением зрения определяют необходимость проведения специальной работы с детьми по воспитанию основных физических качеств.
Проблема поиска средств и методик, используемые в коррекционной работе лиц с детским церебральным параличом является важной задачей их физического развития. Однако недостаточная разработанность средств: лечебная физическая культура (Б. Бобат, К. Бобат, С.А. Бортфельд), лечебная гимнастика (Н.А. Бодрова, Т.Н. Толкачева), тренажеры (Н.Д. Мога), гидрокинезотерапия, подвижные игры (К.А. Семенова, М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева, В.Л. Страковская), при которых в должной мере обеспечивается коррекция двигательных умений, затрудняет ее решение.
Цель исследования – изучить особенности адаптивных средств и методик, используемые в коррекционной работе лиц с детским церебральным параличом.
Объект исследования – адаптивный спорт и физкультура в коррекционной работе лиц с детским церебральным параличом.
Предмет исследования – процесс физической реабилитации детей с ДЦП.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать наиболее распространенные формы ДЦП у детей;
2. Изучить психофизические особенности детей с ДЦП;
3. Проанализировать традиционные и нетрадиционные методы физической реабилитации детей с ДЦП.
Теоретической основой исследования выступили: исследования об особенностях физического развития детей с разными формами детского церебрального паралича (И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, К.А. Семенова); положения о воспитании детей с детским церебральным параличом (Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), теории воспитания двигательных нарушений посредством лечебной физической культуры (Б. Бобат, К. Бобат, С.А. Бортфельд); теории коррекции двигательных нарушений посредством подвижных игр (В.Л. Страковская, К.А. Семенова, М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева); теории коррекции двигательных нарушений посредством лечебной гимнастики (Н.А. Бодрова, Т.Н. Толкачева).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Детский церебральный паралич: понятие, формы, реабилитация
1.1. Определение понятия детский церебральный паралич
Основная причина ДЦП - порок развития какого-либо участка головного мозга или гибель, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения. Всего выделяют более 100 факторов, которые могут привести к патологиям ЦНС у новорожденного, их объединяю в три большие группы, связанные с:
1. Течением беременности
2. Моментом родов;
3. Периодом адаптации младенца к внешней среде в первые 4 недели жизни (в некоторых источниках этот период продляют до 2 лет).
По статистике, от 40 до 50% всех детей с ДЦП были рождены преждевременно. Недоношенные дети рождаются с недоразвитыми органами и системами и являются особенно уязвимыми, что повышает риск повреждения мозга от гипоксии (кислородное голодание). На долю асфиксии в момент родов приходится не более 10% всех случаев, и большее значение для развития заболевания имеет скрытая инфекция у матери, главным образом из-за ее токсичного воздействия на мозг плода.
ДЦП описан еще в трудах Гиппократа и К. Галена. Однако основоположником изучения проблемы церебральных параличей является английский хирург-ортопед Литтль (1862). В дальнейшем подробно описанную им спастическую диплегию стали называть болезнью Литтля. Различные классификации ДЦП были предложены также Фрейдом (1897), К. Бобат и Б. Бобат (1964), Фелпсом (1970). [Фрейд (1897), К. Бобат и Б. Бобат (1964), Фелпс (1970)]
Детский церебральный паралич представляет собой целую группу заболеваний головного мозга, причиной которых является его недоразвитие или повреждение во время беременности и родов и в послеродовом периоде. ДЦП относится к наиболее распространенной патологии центральной нервной системы у детей. Представляет собой группу заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются, в первую очередь, моторными, а в дальнейшем двигательными нарушениями (нарушения тонуса, задержка формирования моторики на первом году жизни, координации, а в последствии и устойчивости, способности удержания туловища в пространстве, ходьбы, страдает самообслуживание). У детей отмечаются нарушения развития речи, задержка психического развития, судороги.
ДЦП не является наследственным заболеванием, оно не передается от родителей к детям, однако, от родителей к детям могут передаваться предрасполагающие к церебральному параличу причины (например, семейные нарушения свертываемости крови, приводящие к преждевременным родам).
В наше время ДЦП - не является отдельным заболеванием, это термин, объединяющий детей с не прогрессирующими нарушениями произвольных движений (атаксия, спастичность, гиперкинезы). С одной стороны, он объединяет детей с подобными нарушениями в одну группу, название которой - ДЦП и помогает сконцентрировать усилия на лечении и формировании двигательных навыков для наиболее эффективной реабилитации. А с другой стороны, это обобщение затрудняет раннюю диагностику, поиск необходимых мер профилактики, а также, лечение в самом начале заболевания ребенка (в остром периоде).
ДЦП - многоликое заболевание. Поражает оно, в первую очередь, детскую центральную нервную систему, т.е. спинной и головной мозг. Вследствие этого, появляются отклонения в развитии ребенка, различающиеся по степени тяжести: могут возникать и нарушения мышечной и двигательной систем - тогда у ребенка частично либо полностью ограничится движение, нарушится координация. Примерно у 70 - 85% детей с ДЦП нарушена речь (она либо несвязная, либо отсутствует полностью). У некоторых детей наблюдается поражение психики, у иных - косоглазие или же плохое зрение. Кто-то имеет также сопутствующие болезни - эпилепсию, гидроцефалию и др. [13, с. 11].
Большинство из детей имеют эти нарушения в различных комбинациях. То есть, у каждого ребенка болезнь выражается индивидуально. Назвав заболевания
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика / К. Акош, М. Акош. М.: Изд-во «Улисс», 2014. 196 с.
2. Антонов И.П. Клиническая классификация заболеваний периферической нервной системы / Текст // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корскова. 2015. № 4. С.481 - 487.
3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. М.: Издательство «Здоровья», 2018. 330 с.
4. Бодрова, Н.А. Лечебная гимнастика как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП (со спастической диплегией) [Текст] / Н.А.Бодрова, Т.Н. Толкачева. - Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 2016. - 64с.
5. Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе [Текст] / С.А. Бортфельд. - Л. : Львов,2011. - 231 с.
6. Бортфельд, С.А. ЛФК и массаж при ДЦП [Текст] / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева. - М. : Медицина, 2016. - 67 с.
7. Диамант, И.И. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК [Текст] / И.И. Диамант, Ю.А. Чуйко // Вестник ТГПУ. - 2014. - №1. - С.136 - 140.
8. Ефименко, Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Винница : Изд-во «Эдельвейс и К», 2014.- 132 с.
9. Кударинова, А.С. Проблема двигательной деятельности детей с детским церебральным параличом [Текст] / А.С. Кударинова, Н.А. Садвакасова, А.Т. Арбабаева [и др.] // Научный альманах. - 2015. - №8. С.520 - 525.
10. Лебедев, Б.И. Вестибулярные нарушения у детей, страдающих детским церебральным параличом [Текст] / Б.И. Лебедев. - М. : Просвещение, 2018. - 187 с.
11. Литвинов, А.А. Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП [Текст] / А.А. Литвинов // Вестник ТГУ. - 2010. - №7. - С.148-152.
12. Мартин, З. Обучение моторным навыкам детей с ДЦП: пособие для родителей и профессионалов [Текст] / З. Мартин. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2015. - 336 с.
13. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение,2012. - 203 с.
14. Перхурова, И.С. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции [Текст] / И.С. Перхурова, В.М. Лузинович, Е.Г. Сологуб. - М. : Просвещение, 2016. - 187 с.
15. Потапчук, А.А. Адаптивное физическое воспитание в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата: метод. пособие [Текст] / А.А. Потапчук. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 228 с.
16. Самсонова, JI.H. Особенности комплексной коррекции функций рук у учащихся с церебральным параличом [Текст] / Л.Н. Самсонова // Дефектология.- 2014. - №4. - С. 52-58
17. Семенова К.А. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом: Метод. реком. / К.А. Семенова, Э.И. Танюхина, В.П. Шестаков, Е.М. Старобина, Т.А. Нилова, А.А. Дыскин. М.: НВТ БИМК-Д, 2018. 439 с.
18. Семенова, К.А. Детский церебральный паралич [Текст] / К.А. Семенова. - М. : Медицина, 2018. - 97 с.
19. Эйдинова, М.Б. Церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская. - М. : Просвещение, 2019. - 215 с.